Расчёт стоимости Falcon 9 & Falcon Heavy всегда сбивал нас с толку. Я (да и многие другие) часто задавался вопросом, насколько ракеты SpaceX могут быть прибыльными. Поэтому я решил записать факты и различные предположения, чтобы проверить возможные сценарии.

По мере уточнения данных, будут корректироваться результаты. Таким образом, мы выйдем на реальные показатели стоимости и прибыли. Для начала обозначим все пункты расходов компании на запуск ракеты.

Компоненты стоимости запуска (ракета используется впервые):

  • Стоимость оборудования:
    • Стоимость первой ступени
    • Стоимость второй ступени
    • Стоимость обтекателей
  • Аренда стартовой площадки
  • Расходы на запуск:
    • Топливо
    • Обслуживание стартовой площадки
    • Деятельность Центра управления
    • Прямая трансляция
    • Непредвиденные расходы, связанные с задержками
  • Транспортные расходы:
    • Транспортировка на тестовый полигон
    • Транспортировка на стартовую площадку
  • Тестирование и обеспечение качества:
    • Тестирование на полигоне МакГрегор
    • Тестирование в Хоторне, Калифорния
    • Проверка стартовой площадки
    • Статический прожиг (включая задержки или повторные затраты)

Дополнительные затраты при многократном использовании

  • Предположим, что повторно используется только первая ступень. Тогда в смету необходимо включить:
  • * Стоимость амортизации первой ступени (при условии 10 запусков)
  • * Амортизация повторного использования НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
  • * Затраты на модернизацию
  • * Эксплуатационные затраты на обслуживание и выход в море платформы ASDS
  • * Дополнительное оборудование, необходимое для повторного использования ракеты-носителя (посадочные ноги и воздушные рули)

При расчетах использованы допущения:

    • * Стоимость корпуса второй ступени составляет примерно половину первой ступени. Тогда:
      • Стоимость первой ступени = 9 * стоимость мерлина + стоимость корпуса
      • Стоимость 2-й ступени = 1 * стоимость мерлина + (стоимость корпуса первой ступени / 2)

 

    • * Стоимость каждого двигателя Merlin составляет ~ 1,5 млн долларов

 

    • * Предполагается, что стоимость первой ступени будет составлять $29 млн.
        • Стоимость корпуса первой ступени = $29М — 9 * $1,5М = $15,5М
        • Стоимость 2-й ступени = $2M + ($15,5M / 2) = $9,75M (приблизительно $9.5M)

       

    • * Предположительно стоимость обтекателей составляет $5,5 млн. Вместо $6 млн. долл., как указано Маском(дословно: «примерно 6 миллионов»)

 

    • * Я предполагаю одну и ту же стоимость для всех трех ступеней Falcon Heavy для простоты, хотя центральная ступень ​​может стоить немного больше.

 

    • * SpaceX хотела бы иметь не менее 25% валовой прибыли для каждого рейса.

 

    • * SpaceX всегда утверждала, что запуски не будут отличаться по цене для новых и проверенных временем ступеней в будущем. Ценообразование будет основываться только на том, будут ли ступени возвращаться или они будут израсходованы.

 

    • * В пункте М таблицы, для F9R — это мое допущение — будет действовать скидка около 25% по контракту для повторно используемой ступени.

 

    • * Для вариантов многоразового использования я предполагаю, что стоимость первой ступени должна составлять 10% первоначальной стоимости (при условии 10 запусков).

 

    • * У нас есть стоимость FH Expendable, хотя она устарела. Текущая цена для F9 предназначена для многоразового запуска (вес ограничен до 5.5MT на ГПО). Запуск с невозвращаемой ступенью, скорее всего, обойдется дороже. Мы можем предположить, что запуск Echostar 23 стоил более $62M (или столько, когда они подписывали контракт). Поскольку мы не знаем точных деталей, я буду использовать ту же цену для F9 и F9R (хотя это, вероятно, вводит в заблуждение). На самом деле SpaceX, скорее всего, продаст контракты с использованием б/у ступеней по несколько более низкой цене.

 

    • * Если SpaceX не может использовать конкретную ступень 10 раз, тогда их себестоимость повысится. Это риск, на который они должны пойти в рамках структуры затрат. В этом расчете это не учитывается.

 

  • * Затраты на ракету Falcon Heavy предполагают возвращение всех трех ступеней каждый раз, в дополнение к повторному использованию их 10 раз, что имеет низкую вероятность. Так что на самом деле они никогда не увидят такой высокой прибыли.

А
Стоимость одного двигателя Мерлин
1.5
1.5
 
 

Б
Стоимость одного двигателя Мерлин (вакуумный)
2.0
2.0
 
 

В
Стоимость первой ступени
29.0
87.0
2.9
8.7

Г
Стоимость второй ступени
9.5
9.5
9.5
9.5

Д
Стоимость обтекателя *
5.5
5.5
5.5
5.5

Е
Сумма компонентов (В+Г+Д)
44.0
102.0
17.9
23.7

Ж
Стоимость тестовых, транспортных и пусковых операций
4.4
6.0
4.4
6.0

З
Восстановление и подготовка б/у ступени
 
 
2.0
6.0

И
Общая стоимость запуска
48.4
108.0
24.9
35.7

К
Прибыль SpaceX (М — И)
13.6
27.0
37.1
54.3

Л
Прибыль в процентах
22%
20%
60%
60%

М
Стоимость контракта на запуск
62.0
135.0
62.0
90.0

* Стоимость обтекателя указана как для невозвращаемого. В то время, как при запуске SES10 половина обтекателя была возвращена при помощи небольших двигателей и управляемых парашютов. Означает ли это, что возвращаемым станет и обтекатель? Мой ответ — да. В скором будущем. Соответственно цена значительно снизится с $5,5 млн. до, возможно, $2 — $3 млн., что соответственно даст больше экономии.

Все расчеты указаны в миллионах долларов США. F9 — ракета Falcon 9, FH — ракета Falcon Heavy. Индекс R — ракета с возвращаемой ступенью.

Когда Маск видит (свою версию) подобной таблицы, расходы на вторую ступень должны удручать его, потому что это самая большая стоимость, которая безвозвратно теряется, даже в случае Falcon Heavy. Это, возможно, подтолкнет Маска попытаться возвращать и вторую ступень тоже, как это уже пытаются делать с такой простой, но такой дорогой конструкцией, как головной обтекатель.

Если вы знаете какой-либо реальный факт, уточняющий цифры (с ссылкой на оригинал) пишите в комментариях, вместе будем обновлять таблицу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *